Профилактика дистанционного мошенничества
Если раньше преступникам требовалось получить физический доступ к деньгам жертвы, то теперь достаточно получить доступ к конфиденциальной информации. Именно при помощи сведений, которые граждане зачастую сами сообщают аферистам, им удается удаленным способом похитить любые суммы денег, вывести их на любые счета и обналичить в любой точке мира.
Существует множество методов и схем мошенничества, совершаемых путем перечисления обманутыми гражданами денежных средств со своих счетов на счета третьих лиц. Например: звонок из банка или «полиции», звонок от «родственника», попавшего в беду, розыгрыш призов и другие.
Совершению данной категории преступлений способствуют доверчивость граждан, недостаточная их осведомленность и пренебрежительное отношение к элементарным правилам безопасности.
Для предупреждения противоправных действий по дистанционному хищению денежных средств необходимо запомнить следующее.
Сотрудники банка по телефону или в электронном письме не запрашивают:
- персональные сведения (серия и номер паспорта, адрес регистрации,
имя и фамилия владельца карты);
- реквизиты, срок действия, ПИН- и CVV-коды банковских карт;
- пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
- логин и пароль для входа в личный кабинет клиента банка.
Сотрудники банка также не предлагают:
- установить программы удаленного доступа (или иные сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов);
- перейти по ссылке из СМС-сообщения;
- включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк;
- под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищённые» или «безопасные» счёта;
- зайти в онлайн-кабинет по ссылке из CMC-сообщения или электронного письма.
Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций
по предоставляемым услугам. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на официальных сайтах и банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.
Чтобы не стать жертвой дистанционного мошенничества следует использовать только официальные каналы связи:
- формы обратной связи на сайте банка и в мобильном приложении;
- телефоны горячих линий;
- группы или чат-боты в мессенджерах (если таковые имеются).
Важно помнить, что мобильные приложения банков следует скачивать через официальные магазины (Арр Store, Google Play и т.п.).
Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать:
- подключения к общедоступным сетям Wi-Fi;
- использования ПИН- или CVV-кодов при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону (факсу);
- сообщения названных кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с их использованием, считаются выполненными самим держателем карты и не могут быть опротестованы).
При использовании банкоматов отдавайте предпочтение тем, которые установлены в защищённых местах (например, в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах). Перед его использованием, осмотрите и убедитесь, что:
- все операции, совершаемые предыдущим клиентом, завершены;
- на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств;
- отсутствуют неисправности и иные повреждения.
Совершая операции, не прислушивайтесь к советам незнакомых людей
и не принимайте их помощь.
При использовании сотовых телефонов (смартфонов) соблюдайте следующие правила:
- при установке мобильных приложений обращайте внимание на полномочия, которые они запрашивают. Будьте особенно осторожны, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку
CMC-сообщений и иных уведомлений, доступ к сети «Интернет»;
- отключите в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране;
- не переходите по ссылкам из CМС-уведомлений, различных чатов
и мессенджеров, не убедившись в их достоверности (перезванивайте людям их приславшим);
- не перечисляйте денежные средства знакомым, родственниками
и близким лицам на их просьбы о переводе денежных средств
из CМС-уведомлений, различных чатов и мессенджеров,
не убедившись в их достоверности (перезванивайте людям
их приславшим);
При использовании интернет-сервисов, в то числе для покупки и продажи товаров и оказания услуг:
- используйте средства общения, предоставленные данными сайтами;
- не переходить на «индивидуальное» общение с посторонними лицами
с использованием личных номеров телефонов;
- не передавайте свои персональные данные, в том числа адрес проживания, контактные телефоны, банковские реквизиты и коды подтверждения банковских операций;
- используйте только порядок и формы оплаты, получения товаров, предусмотренные данными интернет-сервисами.
Для минимизации возможных хищений при проведении операций
с использованием сети «Интернет» рекомендуется:
- оформить виртуальную карту с установлением размера индивидуального лимита, ограничивающего операции, в том числе с использованием других банковских карт;
- внимательно читать тексты CMC-сообщений и иных уведомлений
с кодами подтверждений, проверять реквизиты операций. Если реквизиты не совпадают, то такой пароль вводить нельзя.
В случае утери или смены номера телефона, привязанного к банковской карте, необходимо:
- связаться с банком для отключения услуги CMC-уведомления;
- заблокировать сим-карту, обратившись к сотовому оператору.
При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.
Соблюдение приведенных мер и рекомендаций позволит предотвратить случаи дистанционного хищения денежных средств.